Спортивный туризм
Особенности работы гида в походе
Особенности работы гида-проводника
Гид-проводник - первичное, профессиональное звено индустрии туризма. Требования к . гиду-проводнику, его ответственность и обязанности. Должностные обязанности гидов- проводников. Контракт на выполнение обязанностей. Работа гида-проводника при подговке к проведению тура. Работа гида-проводника на транспортной части тура (трансфер) Техническая работа гида-проводника на спортивной части тура. Хозяйственная работа. Организационная работа. Снабженческая работа. Сохранение коммерческой тайны и «ноу-хау» фирмы. Недопустимость ведения переговоров с туристами о частных поездках без участия турфирмы.
Игровые виды
- Соревнования (туристская эстафета, полоса препятствий, ориентирование)
- Конкурсы и викторины,(краеведческие, природа и фантазия, туристской песни,)
- Игры (в т.ч. военизированные по отработке туристских навыков).
Соревнования, конкурсы, викторины.
Интересной формой отрядной работы могут стать соревнования, эстафеты, полосы препятствий с элементами туристской техники. Для таких соревнований очень важно использовать особенности местности (овраги, склоны, ручья, поваленные деревья. Желательно предусмотреть зрелищность этих соревнований,* удобное место для болельщиков,
Основным" элементами таких соревнований являются:
1. Установка н сворачивание палатки.
2- Укладка рюкзака.
3. Разжигание костра (пережигание веревки, кипячение воды).
4. "Мышеловка" (прохождение участниками препятствия в виде веток или веревок, не задев его)*
5. Кочки (имитация болота),
6. Бревно (упражнение на равновесие).
7. Подъем и спуск по склону с помощью альпенштока (посоха).
8. Завал ( прохождение через поваленные деревья).
9. Движение по азимуту.*
Соревнования можно проводить как командные (по звеньям), где этапы преодолеваются всеми участниками, так в виде эстафеты, где каждый этап преодолевается одним участником из команды, а в качестве эстафеты передается какой-нибудь предмет, например, рюкзак. Подобные соревнования можно провести и между отрядами с детьми приблизительно одного возраста. На этих соревнованиях важно учитывать не только скорость прохождения этапов и всей дистанции, но также правильное выполнение всех элементов. В такие соревнования можно включать игровые этапы из "веселых стартов", а при надлежащей организации и возможной поминай физрука и медработника можно проводить такие этапы, как преодоление водных преград на лодках (байдарка);, оказание доврачебной помощи, переноска пострадавшего, элементы военизированных этапов; стрельба, метание "гранат" н др.
Широко практикуются в летних лагерях конкурсы туристско-краеведческой направленности: природа н фантазия. туристской песни, туристской газеты, рисунков туристской тематики, туристского обеда, приготовленного на костре, на лучшую установку туристского лагеря. Туристские конкурсы повышают интерес к туристской и исследовательской деятельности не только у зрителей, но и у участников- При подготовке конкурса необходимо продумать условие его проведения н ознакомить с ним ребят.
Также в отрядной работе можно использовать краеведческие викторины:
1. Найди ошибку в постановке туристского лагеря,
1. Знаешь ли ты Москву?
2. По каким растениям и животным можно определить время?
4. Готовы ли вы к путешествию по родному краю?
5. Интересные н загадочные явления в жизни природы.
В качестве образца предложены две викторины (приложение ).
Знакомство с признаками изменения погоды
Успех похода зависит от того, какая будет погода - хорошая или плохая, Поэтому прогноз погоды представляет для каждого участника несомненный интерес. Для того, чтобы уметь возможность составлять прогноз погоды по местным признакам, необходимо тщательно следить за ее состоянием и изменениями. В условиях туристского похода приходится обычно ограничиваться визуальными наблюдениями. Основными объектами наблюдений являются 'облачность, направление и скорость ветра, примерная температура, атмосферные явления (туман, роса, пыльная буря) в повеление растений и животных.
Признаки ухудшения погоды
1, Температура воздуха днем и ночью почти одинакова,
2. Ночь перед ухудшением погоды всегда бывает теплой.
3. В лесу, поле и низинах вечером одинаково тепло.
4. На горизонте к вечеру появляются перистые облака, вытянутые в узкие полосы с размазанными концами. Чем быстрее движутся перистые облака и изменяется их форма, тем быстрее приближается ненастье.
5. Ветер к вечеру не прекращается и заходит вправо.
6. Вокруг солнца или луны появляется гало - светлое белесоватое кольцо.
7. Вечерняя заря ярко-красная или багровая, солнце садится в тучу.
8. Звезды начинают мерцать за 2-3 дня до ненастья.
9. Дым низко стелется над землей, роса не появляется.
10, Появляется сплошной слой тумана, не исчезающий после восхода солнца.
11. Появляются перисто-кучевые и высоко-кучевые облака ("барашки").
12, Улучшается видимость отопленных предметов и слышимость отдаленных звуков.
13. Перед дождем листья папоротника-орляка загибаются вверх, листья ели и можжевельника опускаются вниз, колючки не цепляются к одежде
14. Перед дождем становятся влажными листья клена, ивы, черемухи.
15. Ласточки и стрижи низко летают над землей, куры и воробьи купаются в пыли.
16. Муравьи прячутся в муравейники, лягушки выползают из болота, пауки вялые -сидят в паутине.
17. Соль становится влажной.
Признаки сохранения плохой погоды
1. Отсутствуют признаки улучшения погоды.
2. Давление почти не меняется.
2. Ветер - слабый или штиль.
4. Облачность - сплошная, без прояснения.
Признаки улучшения погоды.
1. Давление воздуха повышается.
2. Сильный порывистый ветер во время дождя и похолодание.
3, В низинах к вечеру и ночью появляется туман.
4. Переход равномерного дождя в резко меняющиеся по силе ливни,
5. Исчезают серые рванье низкие облака. В сплошной пелене выделяются разрывы с голубым небо". Солнце садится на безоблачном небе
6. Стриж? и ласточки летают высоко, комары летают роем.
7. Раскрывает свои цветки клевер.
Признаки ливней и гроз в жаркую погоду
Л, Днем очень тепло или жарко, влажность воздуха велика, душно, парит.
2. Кучевые облака днем растут вверх и нагромождаются в виде башен.
3. Чем больше высоты достигает вершина грозового облака, тем крупнее и сильнее будет дождь, тем вероятнее град.
Признаки возможной ночной грозы
1. Температура воздуха вечером почти не понижается, вечер и ночь бывают теплыми, душными.
2. Вечером туман н роса не появляются или быстро пропадают.
3. К вечеру остались высокие кучевые облака, частично перешедшие в слоисто-кучевые.
Наблюдения за растениями и животными
Основная трудность ботанического наблюдения для неспециалиста состоит в том, что в большинстве случаев он не знает названия растений. Поэтому важно иметь пособия для распознавания растений - определители. Можно пользоваться изданиями с изображением лекарственных растений или грибов (или попытаться проконсультироваться у специалиста).
Лучшей формой ознакомления с флорой в походе нужно считать записи и зарисовки в дневнике или фотографирование растений, В путешествии ребят можно познакомить с растениями дикорастущими и культурными, сообществами естественными н насажденными.
Наблюдения за жизнью животных вести интересно и непросто. Животные живут скрытой жизнью, и всякое вмешательство в нее человека требует осторожности и заботливости. Например, не все знают, что лосенок, найденный в лесу, не "брошен" матерью, а оставлен ею на время, пока она пасется. То же относится н к зайчатам. Брать их с собой грубейшая ошибка. Нельзя трогать руками яйца в гнезда, так как птицы после этого могут их бросить.
Туристы невольно вносят в природу фактор беспокойства. Чтобы свести влияние этого к минимуму, нужно знать повадки диких зверей и птиц, стираться не нарушать их нормальное течение жизни в природе, Также интересно наблюдать за насекомыми - наиболее многочисленными обитателями нашей планеты. Они имеют особое значение в круговороте веществ в природе. Изучение строения и жизни насекомых расширяет познание природы и представляет эстетический интерес.
Мы понимаема что вожатому, часто не имеющему специального образования, трудно квалифицированно провести такие наблюдения. Однако ему вполне по силам обратить внимание на этику взаимоотношений человека с природой, показать ребятам связь явлений природы и жизни человека.