Активный отдых во Владимирской области - Z-TOURPRO

Народные танцы во Владимире - Звоны. Колокольчик.

Анекдот

- О, как у тебя округлилось лицо после отдыха, Вас хорошо кормили?

- Ага, - два раза в день матрац жене надувал...

 

 

- Пенсионерка Петрова на экскурсии в музее восковых фигур три часа жаловалась Сталину на жизнь.

Материалы

Казань

см. фотогалерею

Казань - столица Республики Татарстан.

Сегодня Казань - крупный научный, экономический и культурный центр. В 2005 году Казань отметила 1000-летний юбилей.

Как город уникальных памятников прошлого, Казань входит в список городов всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2004 году Казань была признана лучшим городом России и стала лауреатом всероссийской общественной премии "Российский Национальный Олимп".

Численность населения - 1,2 млн. человек.

Карта центра Казани

Казань - схема

 

7 вещей, которые нужно сделать в Казани

 

1. Прогулка по Кремлю – первое, что нужно сделать, посетив Казань. Здесь начинался город, тысячелетие назад построенный на этом берегу как оборонная крепость. Пройдя по главной улице Кремля, остановиться у памятника зодчим – строителям крепости. А в конце проезда сделать на память фото Тайницкой башни с видом на Казанку и остров-храм в честь воинов, павших при взятии Казани в 1552 году.

2. Пройти по мостику к острову, осмотреть надземный храм, купить свечки и спуститься в подземный храм имени Илии Муромца. Туда пускают в сопровождении служителя храма, который и проводит экскурсию. По темной лестнице осторожно идти вниз, следить, чтобы пламя свечи не погасло. Узнать, что толщина стен доходит до 5 метров, потрогать эти мощные своды, заглянуть в заложенные окна. Услышать легенду о подземных ходах под Казанью, один из которых шел от памятника павшим воинам в Кремль. Если в Казанке вода схлынула, можно спуститься в самый нижний зал склепа, где горят лампадки и служители храма молятся о всех павших воинах, давних войн и современных.

3. Поклониться великой православной святыне - чудотворному списку иконы Казанской Божьей матери. Список в 2005 году был передан в Казань Папой Римским Иоанном Павлом II и хранится в Крестовоздвиженском соборе Казани, построенном на месте обретения чудесной иконы.

4. Пройти по улице Баумана, которую называют «улицей длиною в 4 века» и казанским Арбатом.

Улица Баумана

Сначала заглянуть на продолжение пешеходной зоны Баумана – Петербургскую улицу, стилизованную под береговой гранит Невы. Обязательно сфотографироваться около памятника Льву Гумилеву. Потом через подземный переход выйти на улицу Баумана и оглядеться. Бросить монетку на камни фонтана со скульптурой сказочной водяной, пройти мимо отеля «Шаляпин» и сфотографировать памятник великому певцу. Вспомнить знаменитый шаляпинский бас-баритон и неожиданно из динамика услышать арию в его исполнении. Купить что-нибудь на память в сувенирном киоске. Задрав голову, осмотреть высоченную колокольню Богоявленского собора из красного кирпича. Потоптаться около копии кареты Екатерины II, и даже залезть в нее. Проголодавшись, зайти в Дом татарской кулинарии и попробовать настоящих татарских беляшей и кумыс.

5. Съездить на экскурсию в Старо-татарскую слободу. В этом особенном районе Казани познакомиться с национальной деревянной архитектурой, увидеть чудом уцелевшие резные наличники, карнизы и слуховые окна купеческих татарских домов. Зайти в древние мечети, предварительно сняв обувь у входа. Узнать, что разрешение на постройку первой каменной мечети Марджани было получено от Екатерины II, которая говорила, что хочет любви и согласия между всеми подданными империи, независимо от религии. Посетив Голубую и Розовую мечети, пройти к озеру Кабан. Услышать легенду о сокровищах, веками скрытых на дне озера, и с трудом представить себе эти несметные ханские богатства.

 

6. Побывать на арене зрелищ и страсти - ипподроме. Казанский ипподром – уникальное поле, подобного которому в России нет. Узнать лошадей по именам, услышать о жеребцах-победителях международных бегов. Прокатиться на лошади. Сделать ставку на тотализаторе и ощутить безумный азарт и прилив адреналина на скачках. Замерев от восторга, смотреть, как мчатся красивые породистые казанские рысаки. Приобрести очаровательную дамскую шляпку на память и поучаствовать в конкурсе нарядов - ведь не секрет, что бега и скачки это не только спортивное соревнование, но и светский раут.

7. Отправиться за город, в местечко Раифа. Заповедный лес подарит прохладу, а красивейшее Раифское озеро зачарует отражением вековых сосен. На берегу озера находится Раифский Богородицкий мужской монастырь, жемчужина русской архитектуры XVII века. Здесь хранится чудотворная икона Грузинской Божьей Матери и действует самая маленькая в Европе церковь во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Вообще, в Казани довольно много «самого» и «единственного», и в этом самолюбовании древний город выглядит вечно молодым.

 

 

Улицы Казани:

 

Памятник казанскому коту расположен на пересечение улицы Баумана с улицей Мусы Джалиля

pam_kotu

По приказу Екатерины II, 30 казанских котов были перевезены в Санкт-Петербург в царские покои. Произошло это после визита Екатерины в Казань, когда она заметила отсутствие мышей в городе. Таким образом, коты помогли извести грызунов. В память о событиях тех дней и были открыты 2 кота-памятника. Один из них теперь находится на улице Баумана, а второй был открыт за несколько месяцев до этого на берегу озера в Раифском монастыре.

Музеи:

Казанский Кремль, XVI век   Архитектор: Постник Яковлев, Иван Ширяй и другие.

Достопримечательности на территории Кремля:

 

Казанский Кремль – это уникальный памятник истории и культуры, сохранивший следы трех эпох: татарской, русской и европейской. Здесь переплетены архитектурные и зодческие традиции булгарской, золотоордынской, средневековой казано-татарской, итальянской и русской культур.

Внутри Кремля возвышался богатый ханский дворец, пять каменных мечетей, гробницы усыпальницы. Главная мечеть Казани Кул - Шариф была украшена 8 высокими и многоярусными минаретами. Четырёхугольные в плане мечети, перекрытые куполами, минареты, орнаментированные сложной вязью узоров, - все эти сооружения украшали Кремль.

Деревянные стены и башни старого Кремля в значительной степени были разрушены при штурме города в 1552 году. Иван Грозный, отлично понимая выгодность расположения Казани и её значение для охраны восточных границ Руси, решил заново отстроить Кремль, сделать его неприступной крепостью.

Стены и башни кремля построены в 1556-1562 гг. по указу Ивана Грозного псковскими мастерами во главе с Иваном Ширяевым и Постником Яковлевым. Целиком в камне и кирпиче кремль был отстроен к концу XVIII века.

Имя Постника Яковлева, выдающегося архитектора 16 века, прославлено постройкой знаменитого собора Василия Блаженного на Красной площади в Москве, Успенского собора в Свияжске.

Вид на Кремль

Территория Кремля была увеличена на 120 метров в длину, общая же планировка не изменилась. Строительный материал был недалеко - белый известняк выламывался на противоположном берегу Волги. Первоначально из прочного волжского камня соорудили только часть стен - южный участок со Спасской башней в центре и северный, примыкающий к Тайницким воротам. Остальные стены долгое время оставались деревянными, дубовыми, и только в 17 веке заменены кирпичными.

Стены Кремля представляют собой довольно сложное военно-инженерное сооружение. В сочетании с башнями и рвами они надёжно служили целям защиты. Толщина их местами равна шести метрам. В нижней части стен, с внутренней стороны, были устроены ниши-стрельницы с бойницами для пушек и специальные камеры, в которых хранились порох, ядра, бочки со смолой, песок и груды камней.

Важную роль в системе оборонных сооружений Кремля играли башни. В 17 веке их было 13. До наших дней сохранилось только 8 башен, 5 из них когда-то имели ворота, ведущие в Кремль. В настоящее время есть только две проездные башни - Спасская и Тайницкая.

Каменно-кирпичные стены Казанского кремля считались одними из самых неприступных в России.

По мере продвижения границ русского государства на юг и восток Казанский Кремль постепенно утрачивал военную, одновременно укрепляя свою административную функцию, что отражалось в его внутреннем архитектурном облике. Этот облик все больше терял исконно татарские черты, приобретая взамен черты русского и западно-европейского влияния.

С 1992 г. Казанский Кремль формируется как репрезентативный центр Республики Татарстан, где располагается резиденция Президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева.

В 1994 г. создается Государственный историко-архитектурный и художественный Музей-заповедник "Казанский Кремль", положивший начало планомерному научному изучению комплекса Кремля по всем направлениям.

Музей-заповедник “Казанский Кремль” совместно с Министерством культуры Республики Татарстан, учеными Института истории АНТ и Казанского государственного университета проводит ежегодные археологические раскопки. Собран огромный материал по древним периодам Казани. Особый интерес представляют находки, свидетельствующие о существовании булгарского города-крепости на Кремлевском холме на рубеже X-XI веков.

В 1998 г. Кремлевский историко-архитектурный комплекс включен в Предварительный список всемирного и культурного наследия ЮНЕСКО по Российской Федерации, в ноябре 2000 г. - в Список всемирного культурного и природного наследия.

 

Благовещенский собор, основан в 1552 году (в Казанском кремле)

Архитектор: Постник Яковлев, Иван Ширяй и другие.

К 1000-летию Казани и 450-летию Казанской епархии в 2005 году собор был отреставрирован и после долгих лет забвения принял верующих.

Главный собор Казанского края, являвшийся до революции кафедральным собором Казанской епархии, был основан 4 октября 1552 года по приказу царя Иоанна Грозного.

Деревянная церковь была срублена в три дня на пустыре и 6 октября освящена в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. 28 июля 1555 года, когда в Казань прибыл первый архиерей новоучрежденной Казанской епархии - архиепископ Казанский и Свияжский Гурий (Руготин), Благовещенский собор стал храмом святительской кафедры.

От подлинной кладки 16 века сохранились центральный объем с одним средним барабаном, 3 апсиды, боковые приделы, следы внутренней фресковой росписи в алтарной части и ряд декоративных элементов. В конструкциях исследователями отмечено влияние татарского строительного искусства.

Собор много раз горел - в связи с этим многократно реставрировался. В 17 веке маковки здания обрели очертания "магометанских" луковиц, а в 1 половине 18 века центральный барабан переделан в стиле украинского барокко.

20 августа 1836 года собор посетил император Николай I. Его распоряжения сыграли важную роль в дальнейшей судьбе храма. Архиепископ Владимир (Ужинский) обратился к Николаю с просьбой выделить средства на ремонт пришедшей в ветхость зимней Рождественской церкви, но Николай вместо этого велел церковь снести и подготовить проект расширения Благовещенского собора и превращения его в зимний. К 1840 году архитектор Ф. И. Петонди составил проект, утвержденный самим Николаем. В 1841-1846 гг. под наблюдением Петонди собор был расширен на запад, север и юг. Бывшие приделы стали частью главного храма, снесены трапезная и крыльцо. Были выстроены два теплых придела, отделенных от главного храма стенами и имевших отдельные входы.

С этого времени внешний вид собора существенно не изменился, в советское время было снесено построенное по проекту Петонди крыльцо.

Собор расписывался несколько раз. Сохранившаяся до настоящего времени роспись выполнена Н.Л.Сафоновым, известным иконописцем из Вязников Владимирской губернии. В 1906-1909 гг. была проведена капитальная реконструкция внутри собора по проекту архитектора Ф.Н.Малиновского.

В истории собора остались имена многих выдающихся людей. Строитель собора первый казанский епископ Гурий (Руготин) канонизирован в 1595 г. Его мощи, ныне находящиеся в церкви на Арском кладбище, всегда были главной реликвией собора. В 1841 г. при строительстве правого придела была обнаружена под землей келья Святителя Гурия, в которой он уединенно молился - небольшая комнатка с каменными стенами и каменным образом Спаса. Келья стала объектом паломничества. Вход в нее - через деревянные сени, и сейчас стоящие рядом с крыльцом правого придела.

Собор посещали многие известные люди, бывавшие в Казани, в их числе А.Н. Радищев, А.С. Пушкин, С.В. Рахманинов, В.Г. Короленко, В.И. Немирович-Данченко и другие. В хоре собора неоднократно пел Ф.И. Шаляпин. Впечатления от собора отражены во множестве мемуаров и опубликованных писем. На службах в кафедральном соборе присутствовали Петр I, Екатерина II и все российские императоры после нее, почти все члены императорского дома, в том числе, в 1911 и 1913 гг., великая княгиня Елизавета Федоровна, ныне канонизированная.

Собор был закрыт в сентябре 1918 г. под тем предлогом, что Кремль был объявлен военным городком и все посторонние организации, прежде всего, религиозные, из него были выселены. Огромные ценности, накопившиеся в соборе, были разграблены, и установить их судьбу невозможно. В 1921 г. собор был вновь открыт и передан обновленцам, а в 1929 г. закрыт окончательно. До 1996 г. в соборе находились хранилище и другие подразделения республиканского архива, подвальные помещения, места захоронения архиереев были отданы под овощехранилище.

Мечеть Кул Шариф, построена 1996-2005 гг. (в Казанском кремле)

kul_sharif

Архитекторы - Ш. Латыпов, И, Сайфуллин, А. Саттаров, М. Сафронов

Новая мечеть Кул-Шариф расположена в западной части Кремлевского комплекса, во дворе бывшего Юнкерского училища. Ориентация мечети на Мекку была определена с точностью до сотой доли секунды через спутник.

Сакральное пространство мечети ограничено стенами Кремля и бывшего Юнкерского училища. Границы площади закрепляются павильонами-"мавзолеями", дополняющими мемориальный образ комплекса.

Кроме задачи реабилитации утраченной градостроительной и композиционной целостности кремлевского ансамбля, ее архитектура призвана символизировать собою мирное сосуществование двух главных конфессий Татарстана: мусульманской и православной.

Купольное здание с четырьмя минаретами по углам, - центр всей композиции, - символически воссоздает разрушенную много веков назад аль-Кабир города Булгар, древний символ поволжского Ислама. Кроме того, в многоминаретности нашла свое отражение легенда о восьмибашенной мечети XVI века Кул-Шариф; купол декорирован формами, ассоциирующимися с образом и декоративными деталями "Казанской шапки" - короны Казанских ханов, увезенной в Москву после падения Казани и экспонирующейся ныне в Оружейной палате.

Другим условием, заложенным в проектное задание мечети, было отражение архитектурными средствами тысячелетней традиции исламского зодчества татар. Именно эта тема читается в переплетающихся конструкциях стрельчатых арок, которые подчеркивают родство с каркасными конструкциями юрт, - первых мобильных мечетей кочевых тюрок. Элементом художественного образа, органично вплетающимся в архитектуру здания, стал древнебулгарский знак возрождения и процветания - тюльпан.

Своим появлением это здание изменило не только градостроительную композицию Кремля и художественный образ всего исторического центра Казани, но и обозначило поворот в сознании жителей Татарстана.

Новая мечеть Кул-Шариф - это не просто мечеть, и даже - не просто главная мечеть Казани и государства. Это новый символ Казани и Татарстана, притягательный центр для всех татар в мире.

Комплекс мечети Кул-Шариф не столько культовый, сколько культурно-просветительский и научный: в состав его помещений включен Музей Ислама (вход в музей бесплатный, по понедельникам музей не работает).

Местоположение древней мечети Кул-Шариф точно не установлено: можно лишь предположить, что стояла она в районе рва Тазик.

По мнению С.С.Айдарова, мечеть примыкала к ограде Ханского двора изнутри с южной стороны (в районе Консисторского спуска). Согласно гипотезе Н.Халита, мечеть размещалась либо в районе теперешнего корпуса №9 в Казанском Кремле, либо она была переделана русскими в церковь Дмитрия Солунского (на месте современной котельной) у Дмитровских ворот Кремля.

Согласно гипотезе Н.Халита, мечеть Кул-Шариф - была мечеть-медресе османского типа школы Ходжа Синана выстроенная местными (а может быть, крымскими или турецкими) мастерами с ориентацией на османскую школу зодчества. Это могло быть высокое здание, купольной композиции, окруженное четырьмя высокими минаретами по углам всего комплекса и четырьмя башенками над углами основного объема. Вокруг основания купола возвышались небольшие башенки, сдерживавшие распор купола, числом ориентировочно от 8 до 16. Минареты могли иметь утяжеленные, "булгарские" пропорции; завершающие элементы здания могли иметь луковичные маковки разнообразной формы.

Археологические исследования 1997-98 гг. вскрыли основание обширного комплекса построек, в том числе двухэтажного каменного здания времен ханской Казани, перестроенное впоследствии под Архиерейский дом. Можно предположить, что это и были остатки комплекса мусульманского религиозно-просветительского центра сеида Кул-Шарифа, переданного после захвата Казани русскими под подворье казанского архиерея.

 

Падающая башня Сююмбике вторая половина XVII века (в Казанском кремле)

suumbike

Башня Сююмбике, входящая ныне в комплекс Губернаторского Дворца, — это историческая жемчужина Казанского Кремля и архитектурная эмблема Казани.

Башня представляет собой семиярусное строение, выполненное из красного кирпича. Высота ее составляет 58 метров, а крен – 1,98 метра. Башня Сююмбике — это одна из падающих башен мира.

По легенде название башни связано с именем казанской царицы Сююмбике — дочери ногайского мурзы Юсуфа и жены трех последних казанских царей: Джан-Али, Сафа-Гирея и Шах-Али. Она была привезена в Казань в 1532 г. и здесь находилась до 1551 г., когда вместе с малолетним сыном Утямыш-Гиреем была отправлена в Москву. По описанию очевидцев, «народ казанский с большой скорбью проводил царицу», мечеть же, где был погребен оплакиваемый ею муж Сафа-Гирей, была названа мечетью Сююмбике. Возможно, остатки мечети находились рядом с позднее построенной башней, на которую традиционно и перешло название.

Есть и более поэтические легенды о названии башни. Одна из них гласит, что Иван Грозный, услышав о красоте и обаянии казанской царицы Сююмбике, прислал в Казань послов с предложением ей стать московской царицей. Но гордая Сююмбике отвергла царскую руку. Разгневанный царь пришел с огромным войском под город, осадил его. Тогда красавица согласилась выйти замуж, но в качестве свадебного подарка попросила построить за семь дней в Казани самую высокую башню. Началось спешное строительство — в первый день построили первый, самый большой по размерам, ярус, во второй день — второй и т. д. Наконец, к исходу седьмого дня башня была построена и начался свадебный пир. Сююмбике попросила разрешение подняться на самый верх башни, чтобы обозреть город и попрощаться с его горожанами. Когда царица поднялась на башню, то, не имея сил расстаться со ставшим ей близким и родным городом, она бросилась вниз, на острые камни. Народ в память о последней казанской царице назвал башню ее именем.

По одной из гипотез, башня была построена по итальянскому проекту в 1487-90 годах в честь заключения вечного мира между ханом Мухаммад Эмином и великим князем Иваном Третьим. В результате этого мирного соглашения Великое княжество Московское навсегда перестало быть данником Казанского ханства. Сохранение башни в пределах Казанского Кремля в этих обстоятельствах представлялось бы Ивану Грозному символом политической преемственности московского протектората надо всем Казанским краем. К тому же, размер кирпича, из которого возведена башня, не отвечает русским стандартам, которые были введены при царе Борисе Годунове на рубеже XVI — XVII веков, но при этом совпадает с размерами итальянского кирпича, впервые изготовленного на Руси строителем Московского Кремля Аристотелем Фиораванти.

Башня Казанского вокзала в Москве более или менее точно воспроизводит башню Сююмбике, что, очевидно, по замыслу архитектора, должно было указывать направление железной дороги.

Нижние три яруса башни - прямоугольной формы. Они завершаются открытыми круговыми террасами и невысокими парапетами по краям. Первый ярус, занимающий площадь в 140 кв. м, имеет проездные ворота. Интересно оформление его лицевых стен колоннами, завершенными, как и в булгарских постройках, капителями в виде консолей-сталактитов. Четыре верхних этажа восьмигранные, причем шестой имеет характер усеченного шатрового покрытия, завершенного также восьмигранной дозорной вышкой-фонарем. Последняя напоминает завершения татарских мечетей как каменных, так и деревянных. Ближайшие аналогии мы можем наблюдать в Боровицкой башне Московского кремля, построенной в XVII в. и являвшейся, как и башня Сююмбике, дозорной вышкой. Археологические исследования, проведенные в районе фундамента башни, показали, что он заложен уже в русском слое. Поэтому время сооружения этого великолепного здания надо отнести к XVII в., может быть, к 1645 г., как об этом писал татарский просветитель Каюм Насыри. Вместе с тем указанные булгаро-татарские параллели дают основание полагать участие в его строительстве и татарских мастеров.

 

Музей естественной истории Татарстана (в Казанском кремле)

muzei_estestv

Как добраться: через Спасскую башню Кремля по левой стороне улицы до трехэтажного

здания с надписью «Хазине». Второй подъезд.

Музей естественной истории Татарстана является самым молодым проектом в системе музея-заповедника «Казанский Кремль». Он открыл свои двери для первых посетителей 1 сентября 2008 г.

При открытии Музея Президент РТ М.Ш. Шаймиев отметил уникальность представленных экспозиций и особое значение Музея естественной истории Татарстана для школьников и студенчества Республики.

Сочетание в нем классических принципов построения экспозиции и современных мультимедийных технологий позволяет рассматривать его в качестве единственного в Поволжье музейного и научно-образовательного центра, в котором сосредоточена информация обо всей геологической истории Татарстана, его ископаемом, животном и растительном мире, минерально-сырьевых ресурсах.

На сегодняшний день в 12 залах представлено около 1600 экспонатов: метеориты, минералы, горные породы, образцы нефти, ископаемые останки растений и животных.

Первый этаж посвящен геологической истории Земли, в том числе и полезным ископаемым, добываемым на территории Татарстана, а также драгоценным и полудрагоценным минералам. Второй этаж рассказывает об эволюции позвоночных животных – рыб, ящеров, динозавров, мамонтов и многих других.

Здесь можно:

• Взвеситься на космических весах и узнать свой вес на любой планете Солнечной системы;

• Взглянуть в окуляр интерактивного телескопа и рассмотреть планеты и созвездия;

• почувствовать себя палеонтологом, раскопав скелет собственноручно;

• Услышать крики древних рептилий.

Увидеть своими глазами:

• фонтан нефти, бьющий из недр музея;

• скелеты динозавров, пещерных медведей, саблезубых тигров и мамонтов;

• Уникальную коллекцию минералов;

• Коллекцию метеоритов, упавших в различных районах Земли.

 

Вселенский Храм, ул. Приволжская. Архитектор - Ильдар Ханов

Дом казанского художника Ильдара Ханова представляет собой оригинальное здание, объединяющее в комплексе 16 мировых религий, рядом находятся и мечеть, и церковь, и буддийская пагода, и Синагога, строятся купола религий исчезнувших цивилизаций. По мнению Ильдара Ханова, известного целителя и общественного деятеля, все мировые религии равновелики. А потому нет смысла их разделять и вести религиозные споры: Бог - внутри каждого из нас. Храм виден из окон поездов, подходящих к Казани. Служб и обрядов во Вселенском храме не проводится

 

Свияжский архитектурно-художественный музей

shema_svijagsk

Дата открытия 23 июля 1987 года.

Музей расположен на острове-град Свияжск расположен в живописном устье реки Свияги на высоком холме-останце, в 30 км от Казани. Изобильная природа окрестных мелководий, заливов и островов издревле привлекала человека. Позднее судьба Свияжска сложилась так, что небольшое пространство острова взрывали события, связанные с важнейшими, изломными моментами отечественной истории.

Уникальный исторический и архитектурно-художественный комплекс второй половины XVI-XX века расположен на территории Иоанно-Предтеченского монастыря, основанного в конце XVI в. Монастырь закрыт в 1920-е гг.

Музей занимает здания:

Экспонируются иконы, в том числе выполненные в традициях западноукраинской (католической) школы иконописи, скульптура, предметы культа XVI-XX вв.

Свияжск известен с XIII века, изначально как место совершения языческих обрядов. После основания в 1551 году города и монастырей он несколько веков был общероссийской православной святыней, притягивавшей множество людей из разных краев страны. Здесь были созданы архитектурные и живописные шедевры, ставшие значительными либо уникальными памятниками истории и культуры.

В 1551 году по приказу Ивана Грозного была заложена крепость Иван-город (Новоград Свияжский), а в 1555 году архиепископом Гурием был основан Успенский Богородицкий монастырь.

В начале XV века случилась осада города и разгром восставших царскими войсками.

В 1708 году Свияжск с уездом вошел в состав Казанской губернии.

После 1917 года в Свияжске начались репрессии. В ходе гражданской войны в 1918 году под Свияжском происходят ожесточенные бои, председатель Реввоенсовета Советской России Лев Троцкий вводит здесь первую в Красной Армии децимацию — расстрел каждого десятого, заградительные отряды. С конца 1920-х годов Свияжск являлся местом изоляции заключенных, филиалом ГУЛАГа. Он приходит в запустение, уничтожаются и подвергаются поруганию церковные святыни, памятники истории и культуры. В монастыре на острове размещается психиатрическая лечебница. Лишь в 1960 году Свияжск был объявлен памятником истории и культуры России, а спустя два десятилетия включен в проект Списка таких памятников СССР. Сейчас остров-град Свияжск включен в предварительный список культурного и природного наследия ЮНЕСКО. В 1997 году в ведение Казанской православной епархии был передан Успенский Богородицкий монастырь, призванный оживить древний град, привлечь к восстановлению памятников истории и культуры реставраторов, поднять из руин весь остров-реликвию. Тогда же Свияжск обретает статус острова-града, в следующем году утверждается концепция его возрождения.

joomla template 1.6